Как преодолеть кризис двухлетнего возраста

Время на прочтение: 4 минут(ы)

Как преодолеть кризис двухлетнего возраста

Мы все знаем о трудном переходном возрасте у подростков, о так называемом кризисе среднего возраста и других критических моментах в жизни. Но редко задумываемся о том, что первый кризис наступает в очень раннем возрасте, а именно – когда ребенку всего два-три года, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет


Совершенно неожиданно, прямо на глазах у родителей, начинают происходить настоящие чудеса. Ребенок, который, казалось бы, уже не создавал особых проблем, вдруг начинает выкидывать разные «фокусы». Совсем недавно это был милый, ласковый зайчик, который доставлял вам столько радости своими первыми осмысленными разговорами, и вдруг он становится сущим чертенком, который целыми днями спорит с вами и закатывает истерики по любому поводу. Он словно не слышит, что вы ему говорите, и делает все по-своему. На улице вырывает руку и убегает, кричит, если вы что-то не разрешаете, делает все вам назло. И вас порой раздирают противоречивые желания – или очень строго наказать, или позволить ему все – лишь бы только замолчал!


Двух-трехлетние дети еще не могут рассказать о том, что происходит в их внутреннем мире, поэтому остается только наблюдать за ними и гадать. Этот период на самом деле очень сложный, поэтому психологи советуют родителям запастись терпением и даже в самые трудные моменты не забывать радоваться тому, что происходит.


Как возникает кризис детей двух-трехлетнего возраста?
Объяснить это и легко, и сложно. Ученые пытаются объяснить это тем, что в этот период у ребенка формируется собственное «я», отделение себя от внешнего мира. Считается, что до этого возраста ребенок воспринимает внешний мир и себя как единое целое. А именно в это время происходит сложный процесс – «я существую, и хочу быть независимым». Этот кризис очень похож на подростковый – я уже не ребенок, но не хочу быть таким, как взрослые, хочу быть другим. Часто в этом возрасте дети протестуют против воли родителей – им кажется, что одеваться, спать или есть по «указке» — посягательство на их независимость и самостоятельность. Если не будешь сопротивляться, значит, признаешь, что ты еще маленький, беспомощный, зависимый младенец. А сопротивление – это сила, власть, и ребенок как бы вливается в систему семьи, где почему-то этой власти у других больше, чем у него.


Все дети подвержены кризису?
Кризис характерен для всех детей, но не все позволяют себе выражать свои чувства и желания. Некоторые дети не бунтуют, потому что еще хотят оставаться зависимыми от родителей и попользоваться позицией маленького ребенка. В этом случае кризис может наступить позже. Поэтому, если ваш малыш в таком возрасте спокойный и покладистый, будьте начеку! Но бывает и так, что ребенок просто боится выразить свои чувства. Одна из причин – очень строгое воспитание, когда любое сопротивление может закончится болезненно. Другая – если родители ожидают от ребенка, что он будет «хорошим», и он просто не позволяет себе выразить то, что у него на душе. Могут быть и другие причины, которые зависят от семьи, ситуации и характера самого ребенка. Если у ребенка не проявляется кризис двухлетнего возраста, не стоит этому радоваться. Следует поинтересоваться, что происходит с ребенком. Скорее всего, кризис рано или поздно все равно проявится, так что лучше, чтобы все проходило своевременно.


Как вести себя родителям?
Кризис должен закончится естественным путем в течение года, а иногда и раньше. Но иногда он затягивается. Это происходит потому, что в семье утверждаются некоторые ошибочные модели поведения. Кризис уже прошел, но ребенок нуждается в помощи.


Во время кризисов не надо реагировать на «припадки», лучше заняться превенцией. Это значит, что мы должны помочь ребенку влиться в группу «больших людей» и найти среди них достойное место. Но это не значит, что надо потакать его капризам и немедленно исполнять все требования. Такое поведение только усугубит ситуацию.


В этом возрасте ребенок принимает как правильные, так и неправильные представления о мире. Например, он считает, что вам захотелось, чтобы он непременно ел в 15 часов, а он этого не хочет. Если будете злиться, угрожать или заставлять делать так, как вы хотите, только подтвердите, что это – лишь ваш каприз. Надо дать ребенку выбирать, то есть, позволить не есть. Только предупредите, что в следующий раз покормите его только за ужином. И никаких закусок в промежутке! Тогда ребенок почувствует последствия и поймет, что лучше поесть тогда, когда еда на столе. На одних детей лучше действует то, что потом придется есть остывшую пищу, на других – то, что мама какое-то время не зайдет на кухню. Надо действовать по ситуации.


С другой стороны, всегда убеждайтесь в том, что то, чего вы требуете от ребенка, действительно необходимо. Например, надо ли, чтобы он обязательно надел ту одежду, которую хотите вы? Ведь ничего не случится, если он наденет то, чего хочет сам. Если это не имеет большого значения, уступите – ребенок увидит, что не всегда вы хотите показывать свою власть.


И еще – позволяйте ребенку делать выбор. Только не предлагайте слишком много вариантов – всегда должны быть установлены границы. Маленькому ребенку трудно выбирать из множества вариантов. Предложите два или три. Выбор – важная основа, которая в будущем позволит принимать ответственность за решения.


НИКОГДА не говорите: «Вот видишь, я же предупреждала», когда происходит именно так, как вы говорили. Лучше промолчите, иначе пропустите возможность, чтобы ваш ребенок получил урок на собственном опыте.


Если ребенок требует того, что не нужно, спросите себя, каприз это или необходимость для него. Если каприз – вы не обязаны ему потакать. Сохраняйте спокойствие, твердо скажите «нет». Не кричите, не морализируйте, не объясняйте и не оправдывайтесь. Но бывает и так, что ребенку действительно очень нужно то, что вам кажется необязательным. Прислушайтесь к нему, постарайтесь понять, почему это так необходимо.


Не играйте в «хороших и плохих» родителей. Если один из вас ребенка наказал, другой не должен жалеть. Пусть малыш почувствует, что такое поведение не приемлет никто.


Если вы будете все вместе, всей семьей искать способы решения проблем, будете терпеливы, последовательны и тверды, постараетесь понять логику ребенка в этот трудный период, поможете ему научиться уважительно относиться к окружающим и оценивать себя, этот кризис может принести больше пользы, чем вреда.


Инф. isovet.ru

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика
Creator@TinaShmidt