Методики раннего развития детей

Время на прочтение: 5 минут(ы)

Методики раннего развития детей

В восемь месяцев маленький Петя складывал слова из кубиков, в два года умел писать, а в пять цитировал Шекспира. И это не единичная история. Вырастить ребенка-гения возможно, по крайней мере так утверждают авторы, популяризирующие новый нетрадиционный подход к обучению дошколят. В России на гребне популярности – кубики Зайцева и методика Никитиных, в США – карточки Глена Домана, а в Италии шкала мадам Монтессори. Что они собой представляют: ключ к секрету гениальности или ежедневный трудоемкий процесс?


Скептики утверждают, что раннее интеллектуальное развитие перегружает детей, а читать, считать и рассказывать по картинке и так учат в школе. Так стоит ли так яростно способствовать интеллектуальному развитию детей, растить из них гениев, лишать детства? Ведь каких-то несколько лет назад, гениальность – считалось ненормальным явлением. Конечно, даже если вы будете только лишь кормить вашего малыша, он когда-нибудь научиться читать и писать, но зачем упускать лучшее время. В основе идеи раннего развития лежит один неоспоримый факт: в этот период идет активный процесс роста клеток головного мозга. Причем к трем годам мозг ребенка вырастает до 70-80 %. Всем известны случаи детей-«маугли», когда младенцами дети попадали к диким животным, а по возвращению к людям так и не смогли заговорить. Доказано, что у трехлеток способность усваивать новую информацию намного выше, чем у пятилеток. И в ваших силах развивать интеллект своего чада.


Методика Глен Домана
Созданная американским военным врачом в середине прошлого века методика популярна и по сей день. Занимаясь лечением детей с травмами головного мозга, автор доказал, что, стимулируя действие какого-либо одного органа, можно повлиять на развитее интеллекта в целом. Доман учил читать, показывая карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и произнося их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Через какое-то время было замечено, что обучаемые таким образом дети по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей! Впоследствии этот опыт был перенесен на здоровых детей. Кроме обучения чтению с помощью карточек автор разработал целый комплекс развития дошкольников. По мнению Глена Домана уже с младенчества можно стимулировать мозговую деятельность детей, делая упор на физическое развитие, которое прямо пропорционально интеллектуальному. Например, младенцев не следует пеленать, а наоборот всячески поощрять и стимулировать их физическую активность. Особую роль американский врач отводит языкам, считая всех детей в возрасте до трех лет «лингвистическими гениями». И неважно как эти языки называются: буквы, цифры, ноты. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что можно им дать. Более того, чем младше ребенок, тем легче ему запомнить. Обучение счету по Доману начинается с демонстрации карточек, изображающих разное количества точек, так ребенок сможет почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры. Автор методики считает, что ребенок в раннем возрасте способен впитывать любые энциклопедические знания, и предлагает использовать те же карточки. Например, показывать, как выглядят известные люди, по картинкам запоминать названия растений и животных. Главное условие успеха методики – регулярно показывать карточки в течение 1-2 секунд, вводить новые постепенно, при этом не возвращаясь к старым. Основной недостаток системы заключается в том, что в процессе обучения ребенка идет воздействие только на зрительный канал. Слово, цифру, картинку можно только увидеть, но нельзя потрогать, пощупать, понюхать. Сама личность ребенка остается в стороне, отсутствует эмоциональная заинтересованность. Малышам дают массу информации о мире, но при этом не учат думать.


Методика Зайцева
О знаменитых кубиках Зайцева слышали, пожалуй, все. Новомодный способ обучения чтению не по слогам, а по складам, изобретенный этим педагогом, активно применяется на практике. Склад — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Младенец, копирующий речь родителей никогда не произносит отдельные буквы, всегда только слоги, а точнее склады. Традиционное обучение чтению, начиная с отдельно взятых букв, по мнению Н.А. Зайцева, создает путаницу в мозгу у ребенка и замедляет его речевое развитие. Свои кубики для чтения он сделал различными по цвету, размеру, и звону, таким образом в процессе игры идет воздействие сразу на несколько органов чувств ребенка. Метод обучения математики по Зайцеву в отличие от кубиков для чтения, основан на системе таблиц, показывающих ребенку, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, и какие действия можно с ними производить. Заниматься по методике Зайцева можно как дома, предварительно купив наглядные пособия, так и в адаптированном к данной методике детсаду.


Методика Никитиных
Педагоги, родители семерых детей Борис и Елена Никитины были первыми, кто возразил российской традиционной системе образования. Обучение детей по методике Никитиных строится исключительно на играх. Вариаций которых может быть много – все зависит от конечной цели. Каждая игра, по словам автора, «предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка». Большинство игр Никитиных нацелено на развитие логического и образного мышления. Например, с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика ребенок должен решить какую-то конкретную задачу. По мере внедрения ребенка в игровой процесс эти «задачи» усложняются: действует принцип народных игр — от простого к сложному. Во многом система Никитиных пересекается с методикой немецкого ученого Фридриха Фребеля. В основе идеи последнего лежат некие блоки, которые позволяют познакомить малыша со свойствами геометрических тел, учат его пространственному воображению, умению соединить часть в целое. Делая акцент на развитее логики у детей, Никитины упускают из поля своего внимания развитие фантазии, творческого потенциала ребенка, укрепление памяти и физического развитие.


Методика Марии Монтессори
Доктор медицины, жившая в конце ХIХ века, итальянка Мария Монтессори разработала свою методику, проработав в детском саду с больными детьми. Там она пробовала сделать игрушки, которые бы не только развлекали ребят, но и развивали их воображение. Так появилась целая методика, состоящаяя из трех звеньев: ребенок, окружающая среда, учитель. Центральным звеном является ребенок. В процессе обучения ребенок погружается в специальную среду, в которой он живет и учится самостоятельно. А учитель лишь подталкивает его к действию и помогает. По мнению Монтессори, мышление ребенка – это губка, которая впитывает в себя образы внешнего мира, не задумываясь, что есть «плохое», а что «хорошее». От того, что ребенка окружает в раннем возрасте, зависит восприятие мира во взрослой жизни, поэтому крайне важно вовремя привить правильные привычки, сформировать ясную речь, научить полезным вещам. Например, завязывать ботинки и чистить обувь для ребенка, воспитываемого по методике Монтессори, это не тягостная обязанность, а настоящая игра. Достаточно лишь подойти к этому как к игре: заготовить щетку, крем, подстилку, тряпочку, проводить действия от начала до конца, показывая на себе пример. Прежде чем учиться читать и писать, автор методики огромное внимание уделяет подготовительному этапу – развитию мелкой моторики. Монтессори утверждает, что письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого лежит более сложная психическая деятельность ребенка. Детям предлагается работать с крупой, семенами, играть с прищепками. Обучение чтению и письму проходит одновременно: «По заранее вырезанным из шершавой бумаги букве дети проводят пальчиком, имитируя процесс ее написания, и произносят при этом соответствующий звук». Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь ее игры направлены на развитие образного мышления.


Методика Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова
Суть методики заключается в том, что ребенок – это активный участник, способный влиять на процесс обучения. Знания детям не даются как что-то абсолютное, здесь нет аксиом, четких схем. В школе, где учат по методике Эльконина и Давыдова не ставят оценок и не задают домашние задания. Вся работа строится на дискуссии учителя и детей. Педагог совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, тем самым создавая атмосферу психологического комфорта. При этом дети вправе полемизировать, отстаивать свою точку зрения. Эта методика активно используется в средней школе.


Методика Ховарда
Методика направлена главным образом на изучении иностранного языка. В начальной школе ряд предметов ведется исключительно на английском языке. Это словообразование, естественные науки, социальные науки, математика и собственно английский язык. На уроках английского языка учитель ведет беседу с детьми исключительно на английском, отметки не выставляет, знания ученика оценивает по многобалльной системе, причем пока ученик не усвоит материал достаточно хорошо, он не переходит к следующему этапу обучения. Занятия по методике Ховарда проводятся в начальной школе; в средней школе ученики, имеющие уже достаточный лексический багаж, переходят к изучению английского языка по Оксфордской методике.


Все представленные методики имеют свои плюсы и минусы. Выбрать что-то подходящее порой чрезвычайно сложно: ведь каждый ребенок – это индивидуальность. Но желая научить ребенка писать, читать, считать, погрузившись в эксперименты раннего развития, родители не всегда помнят, что самое главное, что они могут дать своему малышу, это вовсе не высокое iq, а родительская любовь, которую не заменит ни одна даже самая лучшая образовательная методика.


Инф. isovet.ru

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
Creator@TinaShmidt